10 вещей, о которых не следует упоминать в сопроводительном письме

Ни разу не прикладывали к резюме сопроводительное письмо? Вы многое потеряли. Рекрутеры и непосредственные руководители их на самом деле читают. Зачастую при «просеивании» заявок кандидата приглашают на собеседование только благодаря его письму. Конечно, если оно было подготовлено грамотно. Составили 10 правил, которые помогут избежать самых распространенных ошибок.

⏱ Время прочтения — 4 минуты

Правило №1: ✘ не пишите автобиографию

Пример: «Я родился в Москве в 1985 году. Окончил физико-математическую школу, в 2003 году поступил в МФТИ на факультет информатики и вычислительной техники…»

Возможно, при приеме на работу вас еще попросят рассказать о своем жизненном пути, но этот момент пока не наступил. В сопроводительном письме важно сделать акцент на другом: чем вы будете полезны работодателю и как решите его задачи.

Правило №2: ✘ избегайте общих слов

Пример: «Меня заинтересовала вакансия бухгалтера в вашей компании. Я опытный специалист, чьи профессиональные знания и навыки полностью соответствуют вашим квалификационным требованиям. Считаю, что в этой должности принесу пользу вашей организации. Резюме отправляю в прикрепленном файле».

Шаблонные фразы могут оттолкнуть рекрутера. Кажется, что использована заготовка, которую можно адаптировать под любую вакансию. Добавьте конкретики, и письмо выгодно выделится на фоне однообразного потока откликов.

Правило №3: ✘ откажитесь от формализма

Пример: «Прошу рассмотреть мою кандидатуру на должность "менеджер по продажам". Меня зовут Иванова Элеонора Викторовна, мне 24 года, я выпускница Ярославского торгово-экономического колледжа, специальность "коммерция"».

Сопроводительные письма читает живой человек, а не машинный алгоритм: едва ли его получится заинтересовать формальной сухой «отпиской». Письмо — не анкета и не характеристика для госучреждения. Пишите так, как будто вы уже говорите с рекрутером и вам надо в первые же секунды показать, что вы тот, кто ему нужен.

Правило №4: ✘ не используйте штампы

Пример: «Я коммуникабелен, стрессоустойчив, легко обучаюсь новым навыкам и прекрасно работаю в команде».

Такие характеристики встречаются во множестве сопроводительных писем, поэтому рекрутеры просто не обращают на них внимания. Иное дело, когда каждое качество подкреплено примерами. «Я коммуникабелен: в должности менеджера по продажам много общался с корпоративными клиентами. С некоторыми мы до сих пор переписываемся в социальных сетях».

Правило №5: ✘ не делайте громких заявлений

Пример: «Я ценю возможность карьерного роста и уверен, что смогу добиться высоких позиций в вашей компании».

Не стоит на этом этапе распространяться о карьерных амбициях. Реакция может оказаться противоположной той, которую вы ожидаете: на данный момент рекрутеру важно закрыть конкретную позицию, а не расширить кадровый резерв топ-менеджмента.

Правило №6: ✘ не рассказывайте об увлечениях

Пример: «Я занимаюсь бальными танцами, слушаю ритм-н-блюз, ухаживаю за любимым пуделем, а во время отпусков хожу в экстремальные сплавы».

Отложите такие подробности для неформального общения. Сейчас нанимателя интересует, как вы справляетесь с рабочими задачами. Упоминать хобби уместно лишь при условии, что оно напрямую связано с предполагаемым функционалом. Например, в отклике на вакансию менеджера по внутреннему туризму будет более чем уместно рассказать, что вы много путешествуете по России.

Правило №7: ✘ осторожнее с юмором

Пример: «Имею опыт руководящей работы: глава гильдии в World of Warcraft».

Юмор в деловом послании — прогулка по тонкому льду. Вы не знаете, как относится к шуткам рекрутер, поэтому не рискуйте понапрасну — такой стиль может стоить вам приглашения на собеседование. Хотя, если в подобном стиле написана вакансия, на которую вы откликаетесь, попадание «в тональность» может, напротив, принести вам бонусы.

Правило №8: ✘ не играйте на сочувствии

Пример: «Я очень надеюсь на быстрое трудоустройство, чтобы в банке мне наконец одобрили ипотеку».

Отклик на вакансию — это короткая деловая самопрезентация. Рассказывать в ней о личных заботах — плохой тон.

Правило №9: ✘ не упоминайте о нерелевантном опыте

Пример: «Меня заинтересовала позиция специалиста по кибербезопасности. У меня большой опыт работы. В 11-м классе я трудился промоутером...»

В сопроводительном письме следует рассказывать только о том, что напрямую относится к требованиям вакансии. Специалист по кибербезопасности может упомянуть про опыт администрирования школьной вычислительной сети, но участие в промоакциях будет лишним.

Правило №10: ✘ не сравнивайте себя с другими кандидатами

Пример: «Я полагаю, что подхожу на эту должность лучше остальных соискателей».

Такое заявление можно делать только в одном случае — если рекрутер предложил вам в качестве задания таким способом презентовать себя. В любой другой ситуации подобные фразы выставят вас не в лучшем свете — вы не знаете, кто еще откликнулся на вакансию, а уже незаслуженно обидели конкурентов и безосновательно восхвалили себя.

Как сделать сопроводительное письмо лучше?

✔ Помните о цели работодателя: как можно быстрее найти адекватного и профессионального кандидата, который сразу войдет в курс дела.

✔ Внимательно прочитайте требования к вакансии. По порядку докажите, что ваш опыт им соответствует.

✔ Будьте лаконичны: постарайтесь уложиться в пять-шесть предложений. Четко структурируйте сопроводительное письмо.

✔ Постоянно сверяйтесь с курсом: письмо должно убедить работодателя в вашей пользе для компании. Пускай каждая фраза доказывает вашу ценность.

✔ Обязательно проверьте текст на возможные грамматические ошибки и опечатки.

Больше советов по поиску работы