Тренд на благополучие: опыт Tele2

В кризисные времена забота о сотрудниках выходит на первый план и становится для работодателя важнейшим направлением в работе с персоналом. Пережив локдаун, всевозможные ограничения и карантинные меры, люди все больше обращают внимание не только на интересные задачи, зарплату и красивый офис, но и на то, предоставляет ли компания ДМС, вкладывается ли в обучение, компенсирует ли занятия спортом и есть ли другие выплаты и льготы. Делимся кейсом Tele2 — федерального оператора связи, который сделал ставку на благополучие своих сотрудников еще задолго до пандемии и пережил трудные времена с высокими бизнес-показателями.

⏱ Время прочтения — 9 минут

Вклад в человеческие ресурсы

Работа по выстраиванию well-being-системы ведется в Tele2 с момента ее основания на российском рынке в 2003 году. В компании всегда уделяли много внимания тому, чтобы сотрудники пребывали в ресурсном состоянии, сохраняя физический, эмоциональный, профессиональный и социальный баланс. Но во время пандемии, когда коронавирусная инфекция пошатнула стабильность людей абсолютно во всех сферах жизни, появилась потребность вывести заботу о сотрудниках на первый план. В Tele2 прекрасно понимали, как важно в этот непростой момент позаботиться о здоровье и спокойствии людей, чтобы они не отвлекались от выполнения своих рабочих задач, продолжая оставаться вовлеченными сотрудниками, готовыми развиваться профессионально.

В 2020 году, когда началась пандемия, основные усилия были направлены на противодействие COVID и адаптацию к новой реальности. Компания оказывала поддержку сотрудникам, оказавшимся во время остановки авиасообщения за границей, развернула масштабную кампанию по профилактике заражения, помогала с проведением тестирований, КТ и госпитализацией. Отдельное внимание уделялось эмоциональному благополучию команды — в кратчайшие сроки была развернута образовательная программа для всех сотрудников, направленная на обучение навыкам работы со стрессом и эмоциональной стабильности. Руководители получили возможность пройти обучение по теме управления распределенными командами. Большое количество различных коммуникационных и командообразующих активностей в формате онлайн позволило сотрудникам сохранить эмоциональную связь друг с другом, несмотря на карантин, что благоприятно сказалось на общем уровне вовлеченности и мотивации. По результатам внутреннего опроса более 93% отметили, что компания заботится о них. Столько же подтвердили высокий уровень доверия действиям компании и топ-менеджмента для противодействия COVID, 95% отметили, что находятся на связи с коллегами и получают необходимую поддержку.

В 2021 году компания продолжила системную работу с благополучием команды, выбрав эту тему в качестве стратегического вектора работы HR-подразделения на следующие несколько лет. Был создан внутренний портал заботы о сотрудниках Tele2Care — единое удобное онлайн-пространство, доступное каждому работнику. На ресурсе представлены программы и предложения, помогающие поддерживать не только свое физическое здоровье, но и эмоциональное равновесие, профессиональное развитие и социальное благополучие. Слоган портала — «Думаем о каждом», и это неслучайно, ведь каждый сотрудник найдет на этом портале ответ на свой запрос.

Забота по версии Tele2

Что же входит в понятие Tele2Care? В первую очередь это комплексная работа всего HR-направления компании и стратегический фокус Tele2 как работодателя по отношению к каждому, кто становится частью команды. Чтобы рассказать об этой работе подробнее, выделим четыре ключевых блока, в которых сегодня сосредоточены основные программы поддержки благополучия в Tele2.

1. Забота о профессиональном развитии сотрудников

Тренд на благополучие: опыт Tele2

В компании заинтересованы в том, чтобы люди развивались, получая новые навыки и компетенции. Чтобы они не выгорали на одной позиции, имея возможность расти по карьерной лестнице или сменить направление деятельности.

Развивать диджитал-экосистему обучения в Tele2 начали еще в 2015 году, с самого начала сделав ставку на онлайн-инструменты. Такие решения позволяют разрабатывать и запускать новые курсы быстро и гибко. Особенно когда компания работает в 68 регионах России и работникам в разных часовых поясах должно быть удобно пользоваться системой обучения. Пандемия только ускорила намерение Tele2 развивать внутреннюю диджитал-среду — в компании был перезапущен учебный портал Level Up, который позволил сотрудникам проходить онлайн-обучение в удобном формате. Очные тренинги были переведены в онлайн-формат и стали проводиться на платформе Zoom. Это помогло компании бесшовно продолжить процесс обучения, а сотрудникам — учиться прямо на рабочем месте, неважно, в офисе оно или дома.

В 2021 году стал набирать обороты большой проект Re-Skilling, то есть переобучение персонала. Миссия проекта — предоставить сотрудникам возможность карьерного рестарта внутри Tele2. Программа позволит развиваться, даже если на первоначальном этапе нет профильных знаний, но есть сильное желание расти. Проект стартовал с наиболее востребованных внутри компании направлений — это IT, Digital и работа с большими данными. Сотрудники учатся навыкам программирования и инструментам Big Data, и, успешно пройдя обучение, они могут перейти на работу в другие подразделения. На данный момент больше 1000 человек уже развивают новые компетенции. После завершения обучения они могут заявиться в программу рескиллинга для дальнейшей подготовки к новой роли.

В дополнение к классическим формам обучения в Tele2 в этом году стартовала биржа проектов, которая позволяет одним сотрудникам находить единомышленников и внутренних экспертов для выполнения задач, а другим — оттачивать свои навыки на примере реальных бизнес-задач и закреплять на практике полученные теоретические знания.

Механика нового проекта очень простая, в ее основе лежат те же принципы, что и у популярных сервисов вроде YouDo или «Профи.ру». Есть заказчик, он выставляет на бирже бизнес-задачу, на выполнение которой нужна дополнительная профессиональная экспертиза. С другой стороны, есть зарегистрированные профи Tele2, которые выбирают задания, исходя из своих навыков, и принимаются за работу. Когда задача будет выполнена успешно, в каждом из случаев заказчик и профи получат баллы, которые можно будет потратить в каталоге призов.

2. Забота о физическом состоянии сотрудников

Тренд на благополучие: опыт Tele2

Любой сотрудник Tele2 в любом регионе присутствия компании застрахован по программе ДМС, а также может воспользоваться телемедицинскими сервисами. Онлайн-консультации с врачами были особенно актуальны во время режима самоизоляции, выручают сотрудников они и сейчас — когда, например, есть потребность срочно получить квалифицированный ответ на вопрос по здоровью, сориентироваться в дальнейших действиях по лечению, получить направления на процедуры и т. д. Что важно — в рамках телемедицины сотрудники могут обратиться к специалистам, которые уполномочены заниматься лечением COVID-19. Это особенно актуально для небольших регионов, где не всегда в оперативном режиме удается вызвать врача на дом или обратиться в поликлинику в начале болезни.

В 2021 году в Tele2 уделили большое внимание организации вакцинации сотрудников от COVID-19. Во всех регионах присутствия организована прививочная кампания. Параллельно проводилась и продолжается большая информационная работа с помощью внутренних коммуникаций — интервью и подкасты с сотрудниками, которые уже сделали прививку, вебинары с врачами на тему вакцинации и т. д. Всего за три месяца свыше 70% сотрудников прошли вакцинацию.

Забота о здоровье в Tele2 не ограничивается медицинской помощью — в компании поощряется активный образ жизни. Так, сотрудники со стажем работы в компании более года могут получить компенсацию на оплату занятий спортом. Причем это не обязательно должны быть только тренировки в спортивном зале. Это могут быть онлайн-занятия йогой, гимнастикой, фитнесом, аэробикой, танцами, боевыми искусствами и т. д.​ Кроме того, в октябре 2021 года в компании запустился внутренний спортивный онлайн-марафон Tele2Active, в котором может принять участие любой сотрудник. Коллеги посещают фитнес-тренировки и занятия по йоге и пилатесу дистанционно, а также принимают участие в «Благотворительном шагомере»: сотрудники подключают шагомеры своих смартфонов к приложению, оно считает общее количество пройденных шагов по всей компании за время проведения марафона, а затем эта цифра конвертируется в сумму корпоративного благотворительного взноса.

3. Забота об эмоциональном состоянии сотрудников

Тренд на благополучие: опыт Tele2

В 2020 году Tele2 запустила линию психологической поддержки для своих сотрудников. Любой из них может обратиться за помощью специалиста в формате онлайн. В рамках телемедицины он имеет право на неограниченное количество консультаций — столько, сколько потребуется для решения его проблемы. А чтобы психологических трудностей не возникало вовсе, в Tele2 разработана серия вебинаров по обучению эмоциональной устойчивости, стресс-менеджменту и позитивному мышлению, а также по адаптации к удаленной работе.

Сейчас в компании принят гибридный формат работы. В зависимости от характера служебных обязанностей и договоренностей с руководителем есть возможность работать очно или из дома, приезжая в офис в те дни, когда это необходимо. Чтобы сотрудники имели возможность сохранять связь друг с другом и не выпадать из рабочих процессов, несмотря на различные графики работы, в компании существует корпоративное мобильное приложение «На связи». В нем — контакты сотрудников, статусы заявок, чат-бот, расчетные листы, новости, командировки и многое другое. Позаботились в компании и о потребности людей совершать добрые поступки. Каждый сотрудник Tele2 может стать волонтером фонда «Навстречу переменам» — организация поддерживает предпринимателей, которые реализуют социальные проекты помощи детям.

4. Забота о социальной стороне жизни сотрудников

Тренд на благополучие: опыт Tele2

Tele2 поддерживает сотрудников в непредвиденных ситуациях и поздравляет с радостными событиями в жизни (юбилей, свадьба, рождение ребенка), выплачивая материальную помощь. Кроме того, компания дополнительно оплачивает больничный в повышенном размере, чтобы периоды временной нетрудоспособности никак не сказывались на уровне дохода сотрудников. Чтобы всегда быть на связи с коллегами, родными и близкими, Tele2 предоставляет корпоративную мобильную связь всем своим сотрудникам.

Помимо материальной поддержки, существует и нематериальная — все, что помогает ощутить себя частью большой всероссийской команды Tele2. В компании создаются сообщества единомышленников (например, книжный или разговорный английский клубы), есть возможность найти близкого по духу человека из любого региона в рамках проекта Random Coffee, помочь коллеге или самому подтянуть необходимые бизнес-компетенции, приняв участие в программе наставничества. Еще одна инициатива — проект Walk The Talk: портал и мобильное приложение, где можно сообщить об ошибках и предложить решения по улучшению работы с клиентами Tele2.

В Tele2 уверены, что именно высокая лояльность сотрудников позволяет компании показывать двузначные темпы роста бизнеса. Чем выше процент вовлеченности в компании — тем выше и финансовые результаты. А переоценить влияние корпоративной культуры на рост вовлеченности невозможно. По результатам пульс-опроса вовлеченности в 2020 году индекс вовлеченности составил свыше 83%, 93% сотрудников готовы рекомендовать компанию как работодателя.

Как итог — в 2020-м пандемийном году Tele2 увеличила выручку на 13,6%, а число активных пользователей интернета — на 20% год к году. В экстремальных условиях компания сохранила высокое качество сервисов, увеличила число регионов присутствия до 68, запустив услуги в Республике Алтай. В рамках платформы «Другие правила» компания продолжила предлагать абонентам инновационные цифровые сервисы и под влиянием коронакризиса радикально сократила время вывода на рынок продуктов.

Елена Иванова, заместитель генерального директора по организационному развитию и управлению персоналом: